Alexandera
А за кулисами Хайд и Джекилл пили виски на брудершафт...
Таинственный Альберт Ноббс/ Albert Nobbs


Я очень люблю истории с переодеванием. Мальдевочки, девальчики, другие социальные классы и все такое. Обычно мне везло, и истории мне попадались позитивные, комичные или просто добрые. Про этот фильм я с самого начала знала, что в нем много драмы, но все равно решила посмотреть. Просто для сравнения. Не фильмов, а историй разных людей.
Сравнение вышло очень наглядное.
Действие фильма происходит в XIX веке. 40-летняя женщина, уже более двадцати лет маскируется под мужчину и работает официантом в гостинице «Моррисон», отзывается на имя Альберт, просто для того, чтобы выжить во враждебном для нее мире. В юности с ней произошла ужасная история после которой она и облачилась впервые в мужской костюм, да так и осталась в нем. 20 лет в роли официанта. Но была ли ее жизнь радостна, раз уж она "спряталась"? Нет. Ее жизнь была полна страха и скрытность, сдержанности и мечты о том, что однажды, когда-нибудь она накопит денег на собственное дело. У нее была мечта - и это единственный лучик света.
Судьба сталкивает ее с другой "переодетой" женщиной, которая ловко выдает себя за мужчину-маляра, ходит в просторных одеждах, курит и ругается. И насколько же они разно показаны. Миссис "Мистер Пейдж", хамоватая и грубоватая, с невозмутимой дерзостью открывшаяся перед "Альбертом", получающаяся максимум удовольствия из своей ситуации. Она устроила свою жизнь, договорившись о браке со своей подругой, и теперь живущая под личиной "хорошего мужа". Ее жизнь - пусть жизнь "переодевания", но все равно она живет широко.
Такое противопоставление "Альберту". Когда "Альберт" еще считает, что "Пейдж" - мужчина, как она ползает на коленях, умоляет не выдавать ее, унижается и плачет. А "Пейдж" даже корсет не носит под своей одеждой.

Фильм мнят очень хорошо - несколько параллельных историй, несколько жизней, несколько судеб. Съемка и постановка - прекрасны.
Кто-то из зрителей говорит, что это кино в том числе посвящено проблемам гомосексуализма и осознания собственного гендера. Но... мне кажется, это не о том. Да, та же "мистер Пейдж" живет как мужчина и даже женатный мужчина, ее жена - ее лучший друг, близкий человек и опора, но с какого времени слова "друг/близкий человек" и "любовник" стали синонимами? Все-таки и "Альберт" и "Пейдж" спряталась в мужские костюмы после больших трагедий, просто потому, что так было проще выжить в то "мужское" время. Но они все-таки женщины, это становится заметно ближе к концу фильма, даже та сцена на улице и пляже - насколько они отвыкли и насколько они хотят вернуться к "нормальной жизни". И насколько не могут.

Но все же трагедия "Альберта"- не трагедия мужчины в женском теле или наоборот, не трагедия сословий или того времени, это трагедия человека закуклившегося в себе, в своих страха и проблемах, прикепевший к своей маске, но так и не освоивший игры. Ее жаль. Но в ее мечтах, действиях и стремлениях уже есть что-то обреченное. И ее трагический конец не вызывает печали. Вся ее жизнь, как-то так она и должна была кончится. В словах доктора: "Господи, какая ничтожная жизнь", - истина.

Конец трагичен и оптимистичен одновременно. Надежда в лице внебрачного ребенка горничной, ее горьких слов о беспросветном будущей, когда и ее и дитя ждет, возможно, судьба схожая "Альберту", и ответа "Пейдж": "Мы же этого не допустим".
Странный фильм. Драма, но не трагедия, выживание, но не жизнь.
Но мне в каком-то роде понравился.

Более категоричная, но тоже верная рецензия есть на кинопоиске.

@темы: Фильмы