02.07.2014 в 08:48
Пишет Кеиннари:Холодное сердце
Название: Холодное сердце / Frozen
Тип: полнометражный фильм (США)
Жанр: фэнтези, мюзикл, семейный
Год: 2013
Не совсем обзор, скорее разбор отдельных сцен, обсуждение вырезанных кусков и вариантов сценария, и размышления том, как могло бы быть и как стало. Осторожно, высокое содержание спойлеров и хроническое многобуквие.
В первую очередь, дабы меня не закидали мороженными помидорами фанаты, хотелось бы сказать, что мне мульт понравился. Мне нравится графика, дизайн персонажей, экшн-сцены, очень и очень нравится саундтрек. Мне понравилась основная идея фильма и мысли, заложенные в него. Я оценила обыгрывание классических диснеевских штампов и тот факт, что в фильме родственные чувства поставили выше романтических.
Но. Я не считаю фильм безупречным. Более того, я считаю, что его сильно переоценили. Оскара за "Лучший анимационный фильм" он явно не заслуживал, не в этом году точно. И 99% моих претензий относятся к сценарию. Сейчас я попытаюсь разъяснить свою мысль.
Итак, я ни в коем случае не придираюсь к мелочам, таким как "Откуда у Эльзы такие способности?", "Как она создает живых существ из снега?", "Что это за тролли?" или "Почему её магия не проходит сквозь перчатки, но проходит сквозь обувь?" и тому подобным моментам, которые волнуют многих критегов. Фантастическое допущение так и называется потому, что автор "допускает" что-то невозможное в нашей реальности и строит на этом историю.
Меня интересуют те сюжетные ходы, которые влияют на восприятие и эмоциональную глубину фильма, увы, часто не в лучшую сторону. Что интересно, чаще всего у создателей было много разных вариантов и они просто выбирали не самый лучший из них. У фильма пять сценаристов, сценарий переписывался много раз, на разных стадиях производства, менялась основная идея, злодеи превращались в героев, герои в злодеев, а изначально незнакомые друг другу персонажи становились родственниками. Фильм двигался к выходу в кинотеатрах, усеивая свой путь вырезанными сценами, кусками анимации, забытыми сюжетными ходами и вариантами сценария. И всё это видно по итоговому результату, что печалит, ибо, глядя на отрезанные и выброшенные куски киношной плоти, понимаешь, что могло бы получиться гораздо, гораздо лучше.
Итак, думаю, начать рассказ стоит с персонажей, в частности с королевской семьи. Внезапно стукнула мысль - а у них есть фамилия? И вообще, хоть у кого-нибудь из диснеевских героев она есть?
Мои проблемы с фильмом начинаются с этой сцены в гостях у каменных троллей. Итак, вождь троллей удаляет всю "магию" из отмороженной головы Анны, но "оставляет веселье". Всё, что у Анны остается - модная мелированная прядка волос. Не слишком ли это легко? Учитывая, какие жестокости творили родители над своими дочерьми после этого случая, да, это слишком легко и без всяких значимых последствий — сюжетных ход, придуманный только лишь затем, чтобы вставить притянутый за оба уха конфликт "Одна не знает, вторая молчит", который мог бы разрешиться в любой момент фильма одним-единственным разговором.
К этой сцене придирались даже в HISHE, что закономерно, так как она является поворотным моментом в сюжете.
И этот сюжетный ход мог бы сработать лучше, если бы обморожение мозга у Анны не прошло так легко и просто. Ведь в итоге, по словам тролля получается, что пока Эльза не целится сестре в сердце, она может хоть каждый день ей башку замораживать - всё, что останется - это новая белая прядка. Суровое северное мелирование.
Подумайте, насколько сильнее могла бы стать эта сцена, если бы вождь троллей вылечил Анну, но побочным эффектом этого стала бы полная или частичная потеря памяти? Слишком мрачно? У Диснея никогда не было проблем с прямым убийством матерей и отцов, что им одна малюсенькая амнезия? Если бы маленькая девочка открыла глаза и спросила: "Кто вы?" — это ударило бы по чувствам куда сильнее. И что важнее - лучше оправдало бы тот писец, что творится дальше. Эльза действительно имела бы все основания бояться подходить к сестре - ведь она лишила её нескольких лет жизни, а родителей это немного оправдало бы за разделение дочерей и изолирование Эльзы. Немного, потому что даже так эти двое достойны награды "Худшие родители года".
У Диснея появилась новая фишка - выставлять родителей в ужасном свете? В «Рапунцель» у нас была приемная мать-похитительница, запершая дочь в башне и пугающая её внешним миром. А здесь родные, но не менее ужасные родители, запершие дочь в замке и внушающие ей страх к самой себе. Это что, видеопособие «Как вырастить ребенка-хикикомори»? В «Brave» тоже была похожая тема, но это продукт Pixar(хоть он в подчинении у Диснея), поэтому его здесь опустим.
Немножко о локализации названий - что за тема с сердцами в названиях? Мало того, что они не в тему объединяют «Brave» и «Frozen» похожими названиями, так они зачастую почти не имеют отношения к фильму. Хорошо, что «Рапунцель» не вышла позже остальных, иначе она называлась бы «Запутанное сердце». Но горе-локализаторы — это неизлечимо, так что едем дальше.
Что мешало Эльзе начать общаться с сестрой, когда родители отправились кормить раков? Что мешало Анне выходить в город и общаться с людьми? Неужели на коронации Эльзы они общались впервые за десять(или больше) лет? Кто управлял государством в это время? Неужели никто из жителей города не задавал никаких вопросов о запертых воротах и невидимых принцессах?
Как выяснилось, изначально создатели планировали показать жизнь сестер и королевства после гибели короля и королевы.
Вот здесь почти все заданные мной выше вопросы нашли бы свои ответы. Эльза и Анна спокойно выходят в город, нормально общаются, но силы Эльзы всё еще нестабильны и между сестрами присутствует напряженность. Остается вопрос, почему Эльза не расскажет сестре о своих способностях? Это вполне могло бы решиться исправлением сцены с троллями. А если они общались, то почему Анна не заметила это сама? Учитывая её рассеянность и постоянное витание в облаках - вполне логично, что она могла не узнать о способностях сестры, но замечать, что та что-то упорно скрывает, что создавало бы вполне годный конфликт.
Почему эти сцены вырезали? Потому что хотели добавить драмы про "Уууу, они не видели друг друга годами, они так страдааааают". Что, как я уже сказала, на фоне легчайшего разрешения проблемы "головы-сосульки" смотрится нелепо и выставляет персонажей идиотами. Да еще и нам, зрителям, недодали вкуснейшего сестринского общения, с подколками и шутками, одалживанием одежды, такого знакомого и родного.
Засим можно перейти к обсуждению персонажей.
Эльза, ох, Эльза. Эльзе жестоко, ужасно, возмутительно не дали себя раскрыть. В этом отношении создатели фильма поступили практически так же, как и её родители.Что же вы сделали, создатели? Нам нужно было больше Эльзы! В первых версиях сценария они планировали быть ближе к первоисточнику и сделать Эльзу главной злодейкой.
Кстати, на это же намекала и сцена из трейлера, которой и близко не было в фильме.
Честно, я не знаю, какую версию я бы предпочла. Эльза, которую мы увидели, очень мне нравится. Но Эльза-злодейка хотя бы знает всё о своих силах, активно ими пользуется - это смотрелось бы эпичнее в визуальном плане.
Но здесь Эльза не делает практически ничего, а то, что делает, делает практически неосознанно. Её продвигали и рекламировали, как сильную, уверенную в себе девушку, которая легко может надрать зад хоть целой армии. И на абсолютно всех рекламных постерах её изображали с такой коварной улыбкой.
А сколько раз в фильме мы видим такую улыбку? Один — в конце песни "Let it go". Всё остальное время Эльза — замкнутое, запуганное, нервное существо с букетом комплексов и серьезными психологическими проблемами(спасибо папе с мамой). Да, она сбежала из замка, спела крутую песню и красиво оделась, но что в итоге? Она сбежала из одной запертой комнаты, чтобы сидеть в другой запертой комнате, только побольше и покрасивше. Она понятия не имела, что может создавать живых существ, не экспериментировала со своей силой после создания замка, до тех пор, пока на следующий день за ней не пришли ребята с оружием и не притащили обратно домой. Вот оно, её великое приключение, «Эльза. Туда и обратно».
Честно говоря, поглядев, какой шикарный набор комплексов создали Эльзе родители, а потом увидев живого Олафа, я подумала, что Анна, придя к сестре, увидит заселенный живыми снежными жителями замок. И, может быть, даже новую снежную семью Эльзы и новую снежную сестру, которую можно не бояться трогать и не страшно заморозить, ведь она уже ледяная. Но это, конечно же, черезчур шизофренично даже для Диснея.
Даже ранила сестру магией в сердце Эльза нечаянно, и, что хуже, даже не заметила этого и понятия ни о чем не имела, пока ей не сказал об этом Ганс. Вот что я считаю самым худшим в прописывании персонажа Эльзы — она не имеет ни о чем понятия. И почему же это так? Потому что авторы побоялись сделать Эльзу хоть капельку, хоть самую чуточку плохой. Нет, она должна быть абсолютно положительной и белой, как снег, которым она управляет, ведь иначе зрители не будут ей сопереживать! Почему киноделы считают, что зрители не смогут сочувствовать персонажу, если он совершит хотя бы один плохой поступок осознанно? Почему, если они хотят показать "отрицательного" персонажа глубже, оказывается, что "он ни в чем не виноват, он не хотел, он же такой няшечка, это все остальные виноваты!"? Это ни разу не раскрытие персонажа, это называется "отбеливание". То же самое проделали с Малефисентой, то же самое будут делать дальше. А тем криэйторам, кто считает, что персонаж, обдуманно совершающий плохие поступки, отнимающий жизни у людей и даже покушающийся на жизнь родственников никогда не получит сочувствия и поддержки(а значит и популярности) у зрителей, я отвечу одним словом — Локи.
Небольшое отступление о Той Самой Песне. Мои с ней отношения - это отношения с фильмом в миниатюре. Мне нравится эта песня, правда. Но! Я считаю, что её сильно, сильно переоценили. Оскар за лучшую песню? Серьезно? Мало того, эта песня уже стала неофициальным гимном всего зарубежного лгбт-сообщества. Ибо песня, оказывается, на самом деле о признании своей ориентации. Как и весь фильм. И сила Эльзы - это метафора для "радуги в штанах", и злые родители - это общество, которое заставляет стыдиться и скрываться. А всё остальное — это для маскировки, чтобы детишки не догадались. Только тссс, не говорите нашим чиновникам, они ж всё запретят и копии на кострах жечь начнут, чего доброго...
Когда я её услышала в первый раз, мне очень понравилось. Но потом эту песню начали петь даже кирпичи и фонарные столбы. И чем больше я слышала её, тем больше я понимала, что уже слышала эту мелодию и эти слова, причем не раз. А вам песня ничего не напоминает? Ну совсем ничего? А так?
Вот в чем моя главная проблема — это типичная песня на самую типичную тему, написанная на самую типичную мелодию. Если эта песня достойна Оскара, то где же Оскар для Кэти Перри за ту же самую песню, с той же самой мелодией? Ведь справедливости ради стоит признать — она спела её раньше. Да, "Let it go" стала охревентилительно популярной, но и "Фейерверк" тоже звучал из каждого камня в свое время. Популярность не равняется шедевральности, за редкими исключениями, и это, к сожалению, не тот случай. Окай, закончили нудеть, возвращаемся к Эльзе.
Еще одна вырезанная сцена — это целый музыкальный номер, который, имхо, показывает сцену замораживания сердца Анны куда лучше. Ведь здесь Эльза сделала это не стоя спиной с сестре и ничего не замечая(а значит, по мнению создателей, оставшись невиновной), а в порыве сильной ярости, ведь Анна принесла с собой те самые перчатки и позвала обратно в замок, к прежней жизни, к закрытым дверям, к старым страхам и комплексам. Естественно это вызвало бы у Эльзы гнев и вполне оправданный, ведь она считает, что наконец освободилась от всех оков.
К тому же, разве в этом случае сцена самопожертвования Анны не смотрелась бы сильнее и эмоциональнее? Если бы Анна, даже зная, что Эльза сделала с ней это намеренно, пусть и под влиянием эмоций, всё равно пожертвовала собой ради сестры — имхо, было бы отлично. А так - просто хорошо.
Итак, авторы отказались от идеи Эльзы-злодейки, но при этом не оставили ей почти ничего для развития, не позволив ей даже банально поссориться с сестрой. Она не стала сильной независимой женщиной, которой её выставляли на постерах, практически ничего не делала после своей "минуты славы", провела пассивно всю вторую половину фильма, и только в самом конце мгновенно излечилась от страхов и научилась управлять силой. Повторяю, мне нравится Эльза из фильма, но, думаю, из неё получилась бы великолепная злодейка.
Еще одно отступление про маркетинговую стратегию Диснея. Ватафак они творят? Они нагло скопировали стратегию студии «DreamWorks» и теперь бессовестно её пользуются, обманывая ожидания зрителей. Что я имею в виду? Всё началось с «Рапунцель»...
Основным продуктом Диснея всегда выступали романтические истории о прекрасных принцессах, которые, после приключений, полных песен и танцев падают на руки к своим не менее прекрасным принцам. Тогда как «DreamWorks» почти всегда показывала нам истории аутсайдеров, которые упорным трудом и сматами шутками пробивали себе дорогу наверх и в итоге прогибали под себя этот изменчивый мир.
И неизменной фишкой "дримворкcовских" персонажей была, есть и остается нахально поднятая бровь.
А теперь вспомним, что же мы увидели на всех постерах «Рапунцель», когда её начали рекламировать? Знакомо, не правда ли?
Но диснеевцы не остановились на этом и сняли совершенно фейковый трейлер, содержащий сцены, которых даже не было в фильме.
Рапунцель, под бодрую песенку избивающая Флинна Райдера, трейлер, позиционирующий его, как главного героя, шутки-прибаутки и никакой сопливой романтики... А ведь в итоге перед нами оказалась классическая диснеевская история про принцессу. И хорошая же, блин, история! Так почему же диснеевцы так беспардоннонае обманули своих зрителей? Из-за коммерческого провала своего предыдущего фильма «Принцесса и лягушка». Вот его-то студия как раз и пыталась продвигать, как "сказку о принцессе на современный лад". Но не сложилось, и студия, в страхе перед очередным провалом решила кардинально сменить маркетинговую стратегию, поменяв романтишшшную обертку на задорно-приключенческую, при этом оставив прежним содержание. То, что стратегия, как и "эпик-бровь" — краденные, их совершенно не смутило.
Как мы видим, то же самое продолжилось и в "Замороженной": бровушку наверх, музычку пободрее, побольше экшОна в трейлере, поменьше правды, и фальшивую сцену как бонус. И, судя по тенденции, то же самое нас ждет и дальше...
Анна. К ней у меня нет особых претензий — она очень приятная, живая, активная, любопытная, мечтательная. Разве что... из неё попытались сделать вторую Рапунцель. Только ради этого её, вопреки всякой сюжетной логике, держали взаперти в замке - чтобы получилась еще одна Рапунцель, не имеющая никакого понятия о внешнем мире и его опасностях и оттого попадающая в нелепые ситуации — в нашем случае влюбившись в первого встречного. Я не возражаю против этого, но прописать причину могли бы и получше — да хотя бы в той же самой сцене про троллей: потеряй Анна тогда память, эмоционально она была бы на несколько лет младше, эрго, наивнее. Да всё что угодно было бы лучше, чем "она сидела всю жизнь взаперти потому что... ПЕСЕНКИТАНЦЫМУЗЫКАПРЫЖКИЛЯЛЯЛЯНЕДУМАЙНЕДУМАЙНЕСМЕЙЗАДАВАТЬВОПРОСЫ!!!!!".
Кристофф. Изначально планировался как второй Флинн Райдер в пару к Аннапунцель.
Рада, что его не сделали таким. В финальной версии он получился гораздо более приятным и добродушным. Его друг-олень явно имел в роду немало собак, но тоже весьма мил. Хорошо, что он не говорящий, хотя это и добавило Кристоффу небольшой психический изъян - страсть к озвучиванию животного(я уверена, в медицине есть особое название для этого состояния), но на фоне сестер он смотрится едва ли не самым адекватным персонажем. Кстати, среди фанатов ходит теория о том, что Кристофф - это Санта-Клаус в далекой-далекой-далекой молодости. Мол, олень, любовь к снегу, добродушие, маленькие помощники - всё при нем. Как вам идейка? А вот вопрос - мне почему-то казалось, что Кристоффу логичнее было бы влюбиться в Эльзу. Сердцу не прикажешь, конечно, но для того, кто сказал "Лёд - это моя жизнь!", повелевающая льдом и снегом Эльза должна казаться богиней, не?А еще он ест обслюнявленные оленем морковки, буэ.>_<
Ганс. К этому персонажу у меня, наверное, самое противоречивое отношение. Ганс изначально задумывался, как адмирал королевской армии, влюбленный в Анну(это про него говорит злая Эльза в первой вырезанной сцене) и не имел злодейских наклонностей. Что имело бы больше смысла для их отношений, так как они знали бы друг друга долгое время и их любофф не стала бы народным гэгом. С другой стороны, есть это.
С одной стороны то, что Ганс оказался злодеем, хорошо играет на диснеевских стереотипах. Но, во-первых, стеб над этим уже был реализован в сильно недооцененной«Зачарованной», во-вторых, он провел на экране слишком мало сюжетного времени, чтобы этот твист вызвал пораженное "Вау!", а в-третьих — злодеем он стал не ради сюжетного поворота, а чтобы Анне не пришлось выбирать между двух парней. К тому же в результате один штамп заменяется другим. Чему научилась Анна? Не выбирай принца, которого ты знала целых несколько часов и с которым радостно прыгала по разным локациям, с песнями и плясками, нет, выбирай простого парня, которого ты знаешь целых несколько часов и с которым радостно прыгала по разным локациям с песнями и плясками. Мудрость, она такая.
Оффтоп: а вы знали, что Ганс, Кристофф и Анна названы так в честь прародителя этого мульта, Ганса Христиана Андерсена?
Имхо, если бы Ганс был хорошим парнем, вынужденным принимать тяжелые решения ради любимой - это смотрелось бы как минимум любопытно и оригинально для Диснея. Скажем, что если бы он решил, что акт истинной любви — это прикончить злую королеву Эльзу? Либо, если бы он поцеловал Анну, но поцелуй не подействовал(из-за авантюры с Кристоффом), и парень от отчаяния, но всё еще ради Анны решил бы убить Эльзу? Но это всё оставим фанфикерам, а Ганс Вотэтоповоротович неплох и сам по себе.
Остальное по мелочам: снеговик не раздражал и был даже местами мил. По изначальной задумке он был первым неудачным экспериментом злой королевы Эльзы и помогал героям знаниями тайных путей и прочих секретов. А тут он стал просто филлерным персонажем - напоминанием о беззаботном детстве. Его песню, а также песню троллей можно было спокойно вырезать, ничего не потеряв, а освободившееся время потратить на раскрытие действительно важных персонажей.
Печально, что Дисней, известный своим умением создавать шикарных, харизматичных, запоминающихся злодеев, в этот раз почти ничем не порадовал. Всё, что есть, это Ганс Вотэтоповоротович, да мелкий торгаш, метко прозванный одним из российских обзорщиков — Поднасрать. Честно, Диснею стоило либо сделать из Эльзы мега-злодейку, либо убрать всех злодеев вообще. Второе было замечательно реализованно в опять же недооцененном «Братце-медвежонке». Но увы, ни того, ни другого и два недозлодея впридачу.
Очередное отступление — о фанатских теориях по "Отмороженной". В эту эпоху, когда Марвелл раскинул свои щупальца по разным фильмам, перенеся свою мультивселенную на наши экраны, народ стал слегка одержим склеиванием всего и вся в красивое слово "Вселенная". Сначала они объединили все картины студии "Пиксар", а теперь добрались и до Диснея, в частности, до "Фрозен". Сильнее этого только всеобщее фапание на кроссовер между Эльзой и Джеком Фростом.
Вы могли натыкаться на подобную картинку.
Что мне нравится в этой теории: она подходит географически(правда, частично). А также две из четырех картин были основаны на произведениях незабвенного Ганса Христиана Андерсена.
И еще в плюс ей идет то, что Флинн и Рапунцель засветились на коронации Эльзы.
К сожалению, как бы любопытно это ни было, но увы, в лучшем случае это правда лишь наполовину. «Рапунцель» и «Холодное сердце» могут быть связанными произведениями, но с тем же успехом могут быть и простой пасхалкой. Корзинка с конфетами из "Ральфа" и Микки Маус тоже появлялись в кадре, но никто не думает о кроссовере с этими лентами.А было бы любопытно...
Создатели фильма подтвердили, что такая пасхалка была есть место быть, но это лишь пасхалка. Так же, как шкура Шрама в «Геркулесе» или Гуффи в Русалочке — просто дань давней традиции Диснея вставлять пасхалки в каждую свою картину. Раз.
Одна из книг в башне Рапунцель — «Русалочка» Андерсена, чтосимволизирует указывает на то, что для героев этого фильма, как и для нас, события «Русалочки» всего лишь сказка. Два.
С Тарзаном всё куда очевиднее. Попасть в Африку с тонущего между Германией и Норвегией корабля, родители могли только с помощью телепортации. К тому же, эпоху Тарзана от эпохи Эльзы отделяет около 300 лет, так что если родители Анны и Эльзы не бессмертные вампиры(которые еще и внешность меняют), то это просто импосибл.
Особого смысла опровергать эту теорию не было, но всё больше людей начинает в это верить, так что это мнение тоже заслуживает право на жизнь. Да и вообще, зачем что-то придумывать про общую вселенную, для этого уже есть «Once upon a time». Переходим к заключению.
«Frozen» получился хорошим мультфильмом. Печалит то, что он мог бы получиться шедевральным. Но создатели беспокоились в первую очередь о том, чтобы он стал популярным, а значит - окупился. И это им удалось, ведь фильм стал самым кассовым за всю историю студии, и даже самым кассовым в истории кинематографа. Еще печальнее то, что он получил всю славу и награды того, шедеврального фильма, которым он мог бы стать — а это значит, что студия будет продолжать копировать эту формулу, не будет задумываться над ошибками, будет использовать ворованную ложную рекламу и дальше. Это очень и очень грустный знак. Мы еще очень не скоро увидим рисованную работу от Диснея, ведь провал «Принцессы и лягушки» они растолковали как "Мы больше интересны зрителю" и решили кардинально поменяться. Модная тридэ-графика вместо кистей и красок, модные словечки и пародии на свои же штампы вместо прекрасных сказок. В своем стремлении остаться на рынке Дисней теряет себя, теряет то, что делало студию уникальной. Студия, так долго остающаяся эталоном, породившая столько подражателей и независимых студий, теперь опустилась до копирования других. Следующей работой студии станет экранизация Марвеловского комикса — истории о принцессах уступают место супергероям. Увы, боюсь, скоро я перестану отличать работы студии «Дисней» от работ любой другой студии. И это совсем не хорошо.
URL записиНазвание: Холодное сердце / Frozen
Тип: полнометражный фильм (США)
Жанр: фэнтези, мюзикл, семейный
Год: 2013
Не совсем обзор, скорее разбор отдельных сцен, обсуждение вырезанных кусков и вариантов сценария, и размышления том, как могло бы быть и как стало. Осторожно, высокое содержание спойлеров и хроническое многобуквие.
В первую очередь, дабы меня не закидали мороженными помидорами фанаты, хотелось бы сказать, что мне мульт понравился. Мне нравится графика, дизайн персонажей, экшн-сцены, очень и очень нравится саундтрек. Мне понравилась основная идея фильма и мысли, заложенные в него. Я оценила обыгрывание классических диснеевских штампов и тот факт, что в фильме родственные чувства поставили выше романтических.
Но. Я не считаю фильм безупречным. Более того, я считаю, что его сильно переоценили. Оскара за "Лучший анимационный фильм" он явно не заслуживал, не в этом году точно. И 99% моих претензий относятся к сценарию. Сейчас я попытаюсь разъяснить свою мысль.
Итак, я ни в коем случае не придираюсь к мелочам, таким как "Откуда у Эльзы такие способности?", "Как она создает живых существ из снега?", "Что это за тролли?" или "Почему её магия не проходит сквозь перчатки, но проходит сквозь обувь?" и тому подобным моментам, которые волнуют многих критегов. Фантастическое допущение так и называется потому, что автор "допускает" что-то невозможное в нашей реальности и строит на этом историю.
Меня интересуют те сюжетные ходы, которые влияют на восприятие и эмоциональную глубину фильма, увы, часто не в лучшую сторону. Что интересно, чаще всего у создателей было много разных вариантов и они просто выбирали не самый лучший из них. У фильма пять сценаристов, сценарий переписывался много раз, на разных стадиях производства, менялась основная идея, злодеи превращались в героев, герои в злодеев, а изначально незнакомые друг другу персонажи становились родственниками. Фильм двигался к выходу в кинотеатрах, усеивая свой путь вырезанными сценами, кусками анимации, забытыми сюжетными ходами и вариантами сценария. И всё это видно по итоговому результату, что печалит, ибо, глядя на отрезанные и выброшенные куски киношной плоти, понимаешь, что могло бы получиться гораздо, гораздо лучше.
Итак, думаю, начать рассказ стоит с персонажей, в частности с королевской семьи. Внезапно стукнула мысль - а у них есть фамилия? И вообще, хоть у кого-нибудь из диснеевских героев она есть?
Мои проблемы с фильмом начинаются с этой сцены в гостях у каменных троллей. Итак, вождь троллей удаляет всю "магию" из отмороженной головы Анны, но "оставляет веселье". Всё, что у Анны остается - модная мелированная прядка волос. Не слишком ли это легко? Учитывая, какие жестокости творили родители над своими дочерьми после этого случая, да, это слишком легко и без всяких значимых последствий — сюжетных ход, придуманный только лишь затем, чтобы вставить притянутый за оба уха конфликт "Одна не знает, вторая молчит", который мог бы разрешиться в любой момент фильма одним-единственным разговором.
К этой сцене придирались даже в HISHE, что закономерно, так как она является поворотным моментом в сюжете.
И этот сюжетный ход мог бы сработать лучше, если бы обморожение мозга у Анны не прошло так легко и просто. Ведь в итоге, по словам тролля получается, что пока Эльза не целится сестре в сердце, она может хоть каждый день ей башку замораживать - всё, что останется - это новая белая прядка. Суровое северное мелирование.
Подумайте, насколько сильнее могла бы стать эта сцена, если бы вождь троллей вылечил Анну, но побочным эффектом этого стала бы полная или частичная потеря памяти? Слишком мрачно? У Диснея никогда не было проблем с прямым убийством матерей и отцов, что им одна малюсенькая амнезия? Если бы маленькая девочка открыла глаза и спросила: "Кто вы?" — это ударило бы по чувствам куда сильнее. И что важнее - лучше оправдало бы тот писец, что творится дальше. Эльза действительно имела бы все основания бояться подходить к сестре - ведь она лишила её нескольких лет жизни, а родителей это немного оправдало бы за разделение дочерей и изолирование Эльзы. Немного, потому что даже так эти двое достойны награды "Худшие родители года".
У Диснея появилась новая фишка - выставлять родителей в ужасном свете? В «Рапунцель» у нас была приемная мать-похитительница, запершая дочь в башне и пугающая её внешним миром. А здесь родные, но не менее ужасные родители, запершие дочь в замке и внушающие ей страх к самой себе. Это что, видеопособие «Как вырастить ребенка-хикикомори»? В «Brave» тоже была похожая тема, но это продукт Pixar(хоть он в подчинении у Диснея), поэтому его здесь опустим.
Немножко о локализации названий - что за тема с сердцами в названиях? Мало того, что они не в тему объединяют «Brave» и «Frozen» похожими названиями, так они зачастую почти не имеют отношения к фильму. Хорошо, что «Рапунцель» не вышла позже остальных, иначе она называлась бы «Запутанное сердце». Но горе-локализаторы — это неизлечимо, так что едем дальше.
Что мешало Эльзе начать общаться с сестрой, когда родители отправились кормить раков? Что мешало Анне выходить в город и общаться с людьми? Неужели на коронации Эльзы они общались впервые за десять(или больше) лет? Кто управлял государством в это время? Неужели никто из жителей города не задавал никаких вопросов о запертых воротах и невидимых принцессах?
Как выяснилось, изначально создатели планировали показать жизнь сестер и королевства после гибели короля и королевы.
Вот здесь почти все заданные мной выше вопросы нашли бы свои ответы. Эльза и Анна спокойно выходят в город, нормально общаются, но силы Эльзы всё еще нестабильны и между сестрами присутствует напряженность. Остается вопрос, почему Эльза не расскажет сестре о своих способностях? Это вполне могло бы решиться исправлением сцены с троллями. А если они общались, то почему Анна не заметила это сама? Учитывая её рассеянность и постоянное витание в облаках - вполне логично, что она могла не узнать о способностях сестры, но замечать, что та что-то упорно скрывает, что создавало бы вполне годный конфликт.
Почему эти сцены вырезали? Потому что хотели добавить драмы про "Уууу, они не видели друг друга годами, они так страдааааают". Что, как я уже сказала, на фоне легчайшего разрешения проблемы "головы-сосульки" смотрится нелепо и выставляет персонажей идиотами. Да еще и нам, зрителям, недодали вкуснейшего сестринского общения, с подколками и шутками, одалживанием одежды, такого знакомого и родного.
Засим можно перейти к обсуждению персонажей.
Эльза, ох, Эльза. Эльзе жестоко, ужасно, возмутительно не дали себя раскрыть. В этом отношении создатели фильма поступили практически так же, как и её родители.Что же вы сделали, создатели? Нам нужно было больше Эльзы! В первых версиях сценария они планировали быть ближе к первоисточнику и сделать Эльзу главной злодейкой.
Кстати, на это же намекала и сцена из трейлера, которой и близко не было в фильме.
Честно, я не знаю, какую версию я бы предпочла. Эльза, которую мы увидели, очень мне нравится. Но Эльза-злодейка хотя бы знает всё о своих силах, активно ими пользуется - это смотрелось бы эпичнее в визуальном плане.
Но здесь Эльза не делает практически ничего, а то, что делает, делает практически неосознанно. Её продвигали и рекламировали, как сильную, уверенную в себе девушку, которая легко может надрать зад хоть целой армии. И на абсолютно всех рекламных постерах её изображали с такой коварной улыбкой.
А сколько раз в фильме мы видим такую улыбку? Один — в конце песни "Let it go". Всё остальное время Эльза — замкнутое, запуганное, нервное существо с букетом комплексов и серьезными психологическими проблемами(спасибо папе с мамой). Да, она сбежала из замка, спела крутую песню и красиво оделась, но что в итоге? Она сбежала из одной запертой комнаты, чтобы сидеть в другой запертой комнате, только побольше и покрасивше. Она понятия не имела, что может создавать живых существ, не экспериментировала со своей силой после создания замка, до тех пор, пока на следующий день за ней не пришли ребята с оружием и не притащили обратно домой. Вот оно, её великое приключение, «Эльза. Туда и обратно».
Честно говоря, поглядев, какой шикарный набор комплексов создали Эльзе родители, а потом увидев живого Олафа, я подумала, что Анна, придя к сестре, увидит заселенный живыми снежными жителями замок. И, может быть, даже новую снежную семью Эльзы и новую снежную сестру, которую можно не бояться трогать и не страшно заморозить, ведь она уже ледяная. Но это, конечно же, черезчур шизофренично даже для Диснея.
Даже ранила сестру магией в сердце Эльза нечаянно, и, что хуже, даже не заметила этого и понятия ни о чем не имела, пока ей не сказал об этом Ганс. Вот что я считаю самым худшим в прописывании персонажа Эльзы — она не имеет ни о чем понятия. И почему же это так? Потому что авторы побоялись сделать Эльзу хоть капельку, хоть самую чуточку плохой. Нет, она должна быть абсолютно положительной и белой, как снег, которым она управляет, ведь иначе зрители не будут ей сопереживать! Почему киноделы считают, что зрители не смогут сочувствовать персонажу, если он совершит хотя бы один плохой поступок осознанно? Почему, если они хотят показать "отрицательного" персонажа глубже, оказывается, что "он ни в чем не виноват, он не хотел, он же такой няшечка, это все остальные виноваты!"? Это ни разу не раскрытие персонажа, это называется "отбеливание". То же самое проделали с Малефисентой, то же самое будут делать дальше. А тем криэйторам, кто считает, что персонаж, обдуманно совершающий плохие поступки, отнимающий жизни у людей и даже покушающийся на жизнь родственников никогда не получит сочувствия и поддержки(а значит и популярности) у зрителей, я отвечу одним словом — Локи.
Небольшое отступление о Той Самой Песне. Мои с ней отношения - это отношения с фильмом в миниатюре. Мне нравится эта песня, правда. Но! Я считаю, что её сильно, сильно переоценили. Оскар за лучшую песню? Серьезно? Мало того, эта песня уже стала неофициальным гимном всего зарубежного лгбт-сообщества. Ибо песня, оказывается, на самом деле о признании своей ориентации. Как и весь фильм. И сила Эльзы - это метафора для "радуги в штанах", и злые родители - это общество, которое заставляет стыдиться и скрываться. А всё остальное — это для маскировки, чтобы детишки не догадались. Только тссс, не говорите нашим чиновникам, они ж всё запретят и копии на кострах жечь начнут, чего доброго...
Когда я её услышала в первый раз, мне очень понравилось. Но потом эту песню начали петь даже кирпичи и фонарные столбы. И чем больше я слышала её, тем больше я понимала, что уже слышала эту мелодию и эти слова, причем не раз. А вам песня ничего не напоминает? Ну совсем ничего? А так?
Вот в чем моя главная проблема — это типичная песня на самую типичную тему, написанная на самую типичную мелодию. Если эта песня достойна Оскара, то где же Оскар для Кэти Перри за ту же самую песню, с той же самой мелодией? Ведь справедливости ради стоит признать — она спела её раньше. Да, "Let it go" стала охревентилительно популярной, но и "Фейерверк" тоже звучал из каждого камня в свое время. Популярность не равняется шедевральности, за редкими исключениями, и это, к сожалению, не тот случай. Окай, закончили нудеть, возвращаемся к Эльзе.
Еще одна вырезанная сцена — это целый музыкальный номер, который, имхо, показывает сцену замораживания сердца Анны куда лучше. Ведь здесь Эльза сделала это не стоя спиной с сестре и ничего не замечая(а значит, по мнению создателей, оставшись невиновной), а в порыве сильной ярости, ведь Анна принесла с собой те самые перчатки и позвала обратно в замок, к прежней жизни, к закрытым дверям, к старым страхам и комплексам. Естественно это вызвало бы у Эльзы гнев и вполне оправданный, ведь она считает, что наконец освободилась от всех оков.
К тому же, разве в этом случае сцена самопожертвования Анны не смотрелась бы сильнее и эмоциональнее? Если бы Анна, даже зная, что Эльза сделала с ней это намеренно, пусть и под влиянием эмоций, всё равно пожертвовала собой ради сестры — имхо, было бы отлично. А так - просто хорошо.
Итак, авторы отказались от идеи Эльзы-злодейки, но при этом не оставили ей почти ничего для развития, не позволив ей даже банально поссориться с сестрой. Она не стала сильной независимой женщиной, которой её выставляли на постерах, практически ничего не делала после своей "минуты славы", провела пассивно всю вторую половину фильма, и только в самом конце мгновенно излечилась от страхов и научилась управлять силой. Повторяю, мне нравится Эльза из фильма, но, думаю, из неё получилась бы великолепная злодейка.
Еще одно отступление про маркетинговую стратегию Диснея. Ватафак они творят? Они нагло скопировали стратегию студии «DreamWorks» и теперь бессовестно её пользуются, обманывая ожидания зрителей. Что я имею в виду? Всё началось с «Рапунцель»...
Основным продуктом Диснея всегда выступали романтические истории о прекрасных принцессах, которые, после приключений, полных песен и танцев падают на руки к своим не менее прекрасным принцам. Тогда как «DreamWorks» почти всегда показывала нам истории аутсайдеров, которые упорным трудом и с
И неизменной фишкой "дримворкcовских" персонажей была, есть и остается нахально поднятая бровь.
А теперь вспомним, что же мы увидели на всех постерах «Рапунцель», когда её начали рекламировать? Знакомо, не правда ли?
Но диснеевцы не остановились на этом и сняли совершенно фейковый трейлер, содержащий сцены, которых даже не было в фильме.
Рапунцель, под бодрую песенку избивающая Флинна Райдера, трейлер, позиционирующий его, как главного героя, шутки-прибаутки и никакой сопливой романтики... А ведь в итоге перед нами оказалась классическая диснеевская история про принцессу. И хорошая же, блин, история! Так почему же диснеевцы так беспардонно
Как мы видим, то же самое продолжилось и в "Замороженной": бровушку наверх, музычку пободрее, побольше экшОна в трейлере, поменьше правды, и фальшивую сцену как бонус. И, судя по тенденции, то же самое нас ждет и дальше...
Анна. К ней у меня нет особых претензий — она очень приятная, живая, активная, любопытная, мечтательная. Разве что... из неё попытались сделать вторую Рапунцель. Только ради этого её, вопреки всякой сюжетной логике, держали взаперти в замке - чтобы получилась еще одна Рапунцель, не имеющая никакого понятия о внешнем мире и его опасностях и оттого попадающая в нелепые ситуации — в нашем случае влюбившись в первого встречного. Я не возражаю против этого, но прописать причину могли бы и получше — да хотя бы в той же самой сцене про троллей: потеряй Анна тогда память, эмоционально она была бы на несколько лет младше, эрго, наивнее. Да всё что угодно было бы лучше, чем "она сидела всю жизнь взаперти потому что... ПЕСЕНКИТАНЦЫМУЗЫКАПРЫЖКИЛЯЛЯЛЯНЕДУМАЙНЕДУМАЙНЕСМЕЙЗАДАВАТЬВОПРОСЫ!!!!!".
Кристофф. Изначально планировался как второй Флинн Райдер в пару к Аннапунцель.
Рада, что его не сделали таким. В финальной версии он получился гораздо более приятным и добродушным. Его друг-олень явно имел в роду немало собак, но тоже весьма мил. Хорошо, что он не говорящий, хотя это и добавило Кристоффу небольшой психический изъян - страсть к озвучиванию животного(я уверена, в медицине есть особое название для этого состояния), но на фоне сестер он смотрится едва ли не самым адекватным персонажем. Кстати, среди фанатов ходит теория о том, что Кристофф - это Санта-Клаус в далекой-далекой-далекой молодости. Мол, олень, любовь к снегу, добродушие, маленькие помощники - всё при нем. Как вам идейка? А вот вопрос - мне почему-то казалось, что Кристоффу логичнее было бы влюбиться в Эльзу. Сердцу не прикажешь, конечно, но для того, кто сказал "Лёд - это моя жизнь!", повелевающая льдом и снегом Эльза должна казаться богиней, не?
Ганс. К этому персонажу у меня, наверное, самое противоречивое отношение. Ганс изначально задумывался, как адмирал королевской армии, влюбленный в Анну(это про него говорит злая Эльза в первой вырезанной сцене) и не имел злодейских наклонностей. Что имело бы больше смысла для их отношений, так как они знали бы друг друга долгое время и их любофф не стала бы народным гэгом. С другой стороны, есть это.
С одной стороны то, что Ганс оказался злодеем, хорошо играет на диснеевских стереотипах. Но, во-первых, стеб над этим уже был реализован в сильно недооцененной«Зачарованной», во-вторых, он провел на экране слишком мало сюжетного времени, чтобы этот твист вызвал пораженное "Вау!", а в-третьих — злодеем он стал не ради сюжетного поворота, а чтобы Анне не пришлось выбирать между двух парней. К тому же в результате один штамп заменяется другим. Чему научилась Анна? Не выбирай принца, которого ты знала целых несколько часов и с которым радостно прыгала по разным локациям, с песнями и плясками, нет, выбирай простого парня, которого ты знаешь целых несколько часов и с которым радостно прыгала по разным локациям с песнями и плясками. Мудрость, она такая.
Оффтоп: а вы знали, что Ганс, Кристофф и Анна названы так в честь прародителя этого мульта, Ганса Христиана Андерсена?
Имхо, если бы Ганс был хорошим парнем, вынужденным принимать тяжелые решения ради любимой - это смотрелось бы как минимум любопытно и оригинально для Диснея. Скажем, что если бы он решил, что акт истинной любви — это прикончить злую королеву Эльзу? Либо, если бы он поцеловал Анну, но поцелуй не подействовал(из-за авантюры с Кристоффом), и парень от отчаяния, но всё еще ради Анны решил бы убить Эльзу? Но это всё оставим фанфикерам, а Ганс Вотэтоповоротович неплох и сам по себе.
Остальное по мелочам: снеговик не раздражал и был даже местами мил. По изначальной задумке он был первым неудачным экспериментом злой королевы Эльзы и помогал героям знаниями тайных путей и прочих секретов. А тут он стал просто филлерным персонажем - напоминанием о беззаботном детстве. Его песню, а также песню троллей можно было спокойно вырезать, ничего не потеряв, а освободившееся время потратить на раскрытие действительно важных персонажей.
Печально, что Дисней, известный своим умением создавать шикарных, харизматичных, запоминающихся злодеев, в этот раз почти ничем не порадовал. Всё, что есть, это Ганс Вотэтоповоротович, да мелкий торгаш, метко прозванный одним из российских обзорщиков — Поднасрать. Честно, Диснею стоило либо сделать из Эльзы мега-злодейку, либо убрать всех злодеев вообще. Второе было замечательно реализованно в опять же недооцененном «Братце-медвежонке». Но увы, ни того, ни другого и два недозлодея впридачу.
Очередное отступление — о фанатских теориях по "Отмороженной". В эту эпоху, когда Марвелл раскинул свои щупальца по разным фильмам, перенеся свою мультивселенную на наши экраны, народ стал слегка одержим склеиванием всего и вся в красивое слово "Вселенная". Сначала они объединили все картины студии "Пиксар", а теперь добрались и до Диснея, в частности, до "Фрозен". Сильнее этого только всеобщее фапание на кроссовер между Эльзой и Джеком Фростом.
Вы могли натыкаться на подобную картинку.
Что мне нравится в этой теории: она подходит географически(правда, частично). А также две из четырех картин были основаны на произведениях незабвенного Ганса Христиана Андерсена.
И еще в плюс ей идет то, что Флинн и Рапунцель засветились на коронации Эльзы.
К сожалению, как бы любопытно это ни было, но увы, в лучшем случае это правда лишь наполовину. «Рапунцель» и «Холодное сердце» могут быть связанными произведениями, но с тем же успехом могут быть и простой пасхалкой. Корзинка с конфетами из "Ральфа" и Микки Маус тоже появлялись в кадре, но никто не думает о кроссовере с этими лентами.
Создатели фильма подтвердили, что такая пасхалка была есть место быть, но это лишь пасхалка. Так же, как шкура Шрама в «Геркулесе» или Гуффи в Русалочке — просто дань давней традиции Диснея вставлять пасхалки в каждую свою картину. Раз.
Одна из книг в башне Рапунцель — «Русалочка» Андерсена, что
С Тарзаном всё куда очевиднее. Попасть в Африку с тонущего между Германией и Норвегией корабля, родители могли только с помощью телепортации. К тому же, эпоху Тарзана от эпохи Эльзы отделяет около 300 лет, так что если родители Анны и Эльзы не бессмертные вампиры(которые еще и внешность меняют), то это просто импосибл.
Особого смысла опровергать эту теорию не было, но всё больше людей начинает в это верить, так что это мнение тоже заслуживает право на жизнь. Да и вообще, зачем что-то придумывать про общую вселенную, для этого уже есть «Once upon a time». Переходим к заключению.
«Frozen» получился хорошим мультфильмом. Печалит то, что он мог бы получиться шедевральным. Но создатели беспокоились в первую очередь о том, чтобы он стал популярным, а значит - окупился. И это им удалось, ведь фильм стал самым кассовым за всю историю студии, и даже самым кассовым в истории кинематографа. Еще печальнее то, что он получил всю славу и награды того, шедеврального фильма, которым он мог бы стать — а это значит, что студия будет продолжать копировать эту формулу, не будет задумываться над ошибками, будет использовать ворованную ложную рекламу и дальше. Это очень и очень грустный знак. Мы еще очень не скоро увидим рисованную работу от Диснея, ведь провал «Принцессы и лягушки» они растолковали как "Мы больше интересны зрителю" и решили кардинально поменяться. Модная тридэ-графика вместо кистей и красок, модные словечки и пародии на свои же штампы вместо прекрасных сказок. В своем стремлении остаться на рынке Дисней теряет себя, теряет то, что делало студию уникальной. Студия, так долго остающаяся эталоном, породившая столько подражателей и независимых студий, теперь опустилась до копирования других. Следующей работой студии станет экранизация Марвеловского комикса — истории о принцессах уступают место супергероям. Увы, боюсь, скоро я перестану отличать работы студии «Дисней» от работ любой другой студии. И это совсем не хорошо.