Леди Ви. прислала чудесное, собственного авторства
С одной стороны просто взгляд на мюзикл Последнее Испытание с точки зрения алхимии, а с другой очень интересный взгляд в принципе на Путь.
Про Великое Делание я даже слышала, но не изучала этот вопрос глубоко. Так что статья оказалась еще и очень познавательной, поэтому я и решила ее здесь у себя оставить.
Название: Испытание для Великого Делания
Автор: WTF Poslednee Ispytanie 2018
Бета: WTF Poslednee Ispytanie 2018
Жаль, но ведь ты не прошёл
испытанье любовью...
читать дальше1. Великое Делание: три ступени, три цвета, три стадии.
Мюзикл "Последнее испытание" - невероятно глубокий и интересный материал фентезийного (если говорить архетипически - сказочного) типа, в котором, как в любой аллегорической истории, обыгрываются важные для каждого человека вопросы, и здесь это - в первую очередь вопросы становления и развития личности, Пути, который он должен пройти, и череды выборов, которые ему необходимо сделать. И то, как эти темы подняты и раскрыты в интересующем нас материале, можно рассмотреть через призму Великого Делания, совершаемого на протяжение истории всеми (но в первую очередь - тремя главными) персонажами. И когда мы начнём говорить об алхимических понятиях, то в первую очередь будем рассматривать их не буквально, а аллегорически и скорее психологически и философски, как и материал самого спектакля. А персонажи в этой статье будут рассмотрены и как участники Великого Делания, и как его воплощённые стадии и ступени.
Итак, для начала рассмотрим само алхимическое понятие "Великого Делания".
Великое Делание (лат. magnum opus) — в алхимии процесс получения философского камня (иначе именуемого эликсир философов), а также достижение просветлённого сознания, слияния духа и материи.
Элифас Леви, один из первых современных церемониальных магов и вдохновитель Герметического Ордена Золотой Зари, даёт такое определение:
"Великое делание, прежде всего, создание человеком себя самого, то есть, полное и всеобщее раскрытие его способностей, власть над своей судьбой, и, в особенности, совершенное освобождение его воли."
Великое Делание состоит из различных операций (кристаллизация, выпаривание, сублимация и т. д.), и включает в себя несколько этапов, характеризующихся цветовыми изменениями компонентов: так называемые «чёрная» (nigredo), «белая» (albedo), *«жёлтая» (citrinitas) - эта стадия выделялась лишь ранними алхимиками и описаний её не сохранилось; в данной статье речи о ней не пойдёт* и «красная» (rubedo) стадии.
Если рассматривать историю героев Последнего Испытания, каждая из этих операций - выбор, который делают они в различных обстоятельствах. Этот выбор каждый раз меняет их, приводит к прогрессу или регрессу, развитию или стагнации Великого Делания - как персонального, так и общего, ведь Пути всех персонажей, как и элементы в алхимической смеси, неразрывно связаны и влияют на свойства друг на друга.
Стоит так же по отдельности рассмотреть каждую из стадий Делания, в том числе применительно к героям.
Нигредо — подготовительная стадия, растворение. В разрезе истории о пути в Бездну мы видим Рейстлина Маджере, находящегося именно в этой стадии: его особенности восприятия реальности (в частности - специфика магического зрения, позволяющего видеть в окружающей жизни лишь тлен и разруху), его недоверие и презрение к людям, не прожитые детские и юношеские страхи и переживания, с которыми ему суждено вновь столкнуться в Бездне, зацикленность на одной внешней цели говорят нам о доминировании его эго над истинной волей, что при должной работе и взаимодействии с другими "элементами", однако, могло бы развиться в осознанность по отношению к миру.
Альбедо — из получившейся светящейся жидкости выпаривают шлаки, в результате чего должен получиться малый эликсир (малый магистерий, белая тинктура, Aqua Vitae), способный превращать металлы в серебро. Крисания Таринская, будучи жрицей светлого бога, и руководствующаяся на своём Пути верой в лучшее в людях и стремлением исправить Рейстлина и изменить его саморазрушительные взгляды на мир, представляет из себя идеализм и чистоту, свойственную малому магистерию. Да, она тот самый элемент, способный помочь прохождению Великого Делания.
Рубедо — третья и последняя стадия — осуществление нового союза (брака) Меркурия и Серы. Рубедо связано с планетой Юпитер и Солнцем, с четвёртой лунной фазой. Со стадией Рубедо в нашей истории удивительным образом ассоциируется самый человечный и на первый взгляд наименее значительный из тройки главных персонажей - Карамон. При всей своей кажущейся простоте он единственный, кто по-настоящему, на собственном пережитом опыте знает, что такое любовь: братская, дружеская, супружеская (в том числе чувственная). А ведь именно любовь на каждой из ступеней Великого Делания является катализатором процесса, тем, что в итоге объединяет элементы в одно (к тому же, как мы знаем, открывает любые врата). А последнее испытание для каждого персонажа, в этом разрезе, является личным 'экзаменом' на переход из одной стадии в другую.
И так же именно Любовь - сам результат Великого Делания: продуктом Рубедо является великий эликсир, или магистерий.
Магистерий, он же философский камень, ребис, эликсир философов, жизненный эликсир, красная тинктура, великий эликсир, пятый элемент — в легендах средневековых алхимиков некий реактив, необходимый для успешного осуществления превращения (трансмутации) металлов в золото, а также для создания эликсира жизни.
В эзотерическом смысле камень символизировал трансмутацию низшей животной природы человека в высшую, божественную. Хоть в легендах и говорится, что магистерий способствует превращению неблагородных металлов в золото, для самих алхимиков это свойство было лишь приятным дополнением. Главной же целью для них был сам философский камень, и духовное освобождение, превознесение, даруемое тому, кто им обладает — абсолютная свобода.
Как уже было сказано ранее, магистерий, он же пятый элемент, можно воспринимать как аллегорическое определение любви, соединяющей и облагораживающей, выводящей на более высокий уровень развития.
А теперь стоит поговорить о каждой из стадий отдельно.
2. Нигредо Рейстлина
Величайший маг, Рейстлин Маджере, приобрёл большое количество негативного жизненного опыта. Потеря заботливой матери (единственной, кому мальчик мог доверять в любви, ибо единственной, чья любовь не ставилась под сомнение), ощущение одиночества и непонимания, издевательства сверстников, болезнь, неудачи в отношениях, предательство конклава, чувство собственной неполноценности превратили его в нечуткого, презрительного и циничного человека, которого изнутри по-прежнему грызут старые страхи.
Стремление быть безусловно любимым (при тотальном неверии в то, что он может/достоин быть таковым) и боязнь потерять магическую силу и мощь (единственное, что, как он уверен, заставляет его уважать и пусть не любить, но опасаться) толкают Рейстлина в Бездну, за абсолютным могуществом. Но при том, что сколь бы далеко маг ни продвинулся в освоении магического искусства, личный путь его развития по отношению к миру носит скорее характер противостояния и конденсации его эго, и божественное могущество нужно ему не для того, чтобы сделать мир лучше, а в первую очередь для того, чтобы сделать его своим. Это очень похоже на начало Пути к получению магистерия как достижению божественной природы; но это та лишь начальная, "чёрная" ступень преобладания личных интересов, материального и потребительского подхода к ресурсам мироздания - это чёрная стадия первичных стремлений и недоверия к миру, через которую нужно пройти дальше.
Однако Рейстлин свято верит в то, что его взгляд циника - то есть, человека, который всему уже узнал цену, но не знает ценности (цитируя Оскара Уайлда), - объективен. И он сознательно оставляет сам себя в режиме стагнации, потому что на самом деле боится внутреннего развития, возможного лишь при открытии сердца навстречу любви - Крисании и следующей стадии своего Делания, - которую он ошибочно считает лишь средством достижения своей внешней цели. Именно об этом пытается сказать ему Такхизис, главная инициатическая персона и проводник на этом Пути, в сцене "О любви", но маг считает её слова коварным обманом.
При этом именно отказ внутренне развиваться в любви, вступить искренне и открыто во взаимодействие с прочими 'элементами' и участниками Великого Делания, и привело к тому, что маг хоть и стал богом, но лишь формально, а не по сути, погубив при этом мир.
Итог Нигредо Рейстлина: он "разыграл свой дебют фигурою белой", отрекшись от Крисании и своей любви, и именно это окончательно отрезало ему путь к духовной эволюции. Могло ли случиться иначе? Давайте посмотрим.
3. Крисания и её Альбедо.
Крисания, в отличие от Рейстлина, изначально знает, что именно способно спасти, исцелить и изменить мага (а вместе с ним и мир) – это, несомненно, любовь. Но, понимая своё предназначение, верно ли она его исполняет?
В "Игре с огнём", обращаясь к Паладайну, Крисания говорит о своей любви косвенно, как о силе, с помощью которой она приведёт Рейстлина к свету. Эта Любовь действительно похожа на на чистую истинную энергию, лишающую объект страстей и низменных желаний. И, пусть в то же время жрицей движет жажда славы (с), она тем не менее остаётся убежденной идеалисткой, стремящейся и способной искать и находить "в людях благость", готовой своим Путём идти до конца. Но злую шутку играет с ней то, что, будучи воспитанной в храме воплощенной силой Альбедо, предыдущую, материальную стадию собственного становления она как будто не прошла. И уже из-за оторванности от реальности, недостатка житейской мудрости и отсутствия контакта с собственной женственностью (хотя это уже предмет для отдельной статьи) жрица становится беззащитной перед умным и целеустремленным Рейстлином.
Проблема Крисании в том, что белый свет её Альбедо – это свет, который застит глаза. И слепая вера: вера в бога, вера в предназначение, вера в свою любовь, вера Рейстлину, вера высшей силе (или тому, что наделяется чертами высшей силы) не даёт понять, что эта стадия – тоже проходная. Не даёт ровно до того момента, как трескается не только «пол белоснежного храма», но и рушится вера в собственную любовь и в бога, который оставил её в Бездне, допустив такой исход. Удивительно, но только теряя веру и физическое зрение (чему способствовала снова Такхизис, как инициатор и проводник Делания), Крисания по-настоящему прозревает.
Однако уже поздно – момент упущен: жрица провалила свой «экзамен», подведя итог Альбедо уже в момент «Присяги», когда подменила веру в высшую справедливость и своё предназначение желанием быть нужной застрявшему в Нигредо Рейстлину (при этом признав его «сильней и чище» себя), подменила свою цель его целью, отказавшись от идеи вести за собой, вместо этого шагнув за ним сама.
И именно по причине того, что и Рейстлин, и Крисания не сумели перейти к следующей стадии своего собственного Делания, мы имеем финал «Властелин Ничего», ведь последней ступени, ступени Рубедо, не достигает ни один из персонажей. А третий герой, Карамон Маджере, выходит из истории в обиде на брата, поражённый осознанием его мотивов, и больше не появляется в ней.
А что было бы, если бы он появился?
4. Потерянное Рубедо: Карамон.
История Карамона Маджере, показанная нам, неразрывно связана с историей его брата Рейстлина. Главная тема, которую проводит Карамон, - это тема братства. Братской преданности, братской любви: воин не видит своей жизни без мага, он живет воспоминаниями о том, как они вместе сражались 'спина к спине', верит (или убеждает себя?) в то, что они единое целое и брат никогда не оставит его - ведь сам он даже не может помыслить о том, чтобы оставить в нужде брата. К сожалению, Рейстлин, с детства снедаемый завистью к 'красавцу и герою' Карамону, не замечает той любви, которую к нему испытывает воин, хотя она видится практически столь же безусловной, как и (вероятно) любовь потерянной матери.
Братская любовь и привязанность обуславливает то, что Карамон нуждается в брате гораздо больше, чем Рейстлин (по крайней мере, больше, чем демонстрирует Рейстлин - учитывая, что, как мы уже говорили, маг боится развития в любви и предпочитает купировать в себе любые тёплые чувства и привязанности). Потребность мага в воине носит в первую очередь исключительно функциональный характер, тогда как Карамону необходимо (как и Крисании, хоть и каждому по-своему) быть нужным Рейстлину, его потребность помогать брату видится практически болезненной.
Однако, в конце концов осознавая правду об отношении брата к себе (что характерно, в оригинальной аудиоверсии Карамона поразило скорее даже отношение не к себе в частности, а именно к самой любви - "а я-то думал, что ты врёшь, что, мол, продашь любовь за грош"...), воин принимает волевое решение уйти, несмотря на всю ту теплоту, любовь и привязанность, которые он не перестаёт испытывать к нему. Это решение принято вопреки потребности быть нужным, ведь ему предшествовала эволюция личности, практически незаметное на фоне истории мага и жрицы прохождение Пути от 'опустившегося забулдыги' до уверенного в себе мужчины, наконец сумевшего сепарировать свою жизнь от жизни брата (что явно показано нам в сцене "Победа").
И вот этот герой уходит со сцены, оставляя мага и жрицу наедине с их Испытанием огнём. Как история развивается дальше, нам известно: Рейстлин и Крисания, не сумевшие перейти на следующую ступень Великого Делания, губят мир.
Однако существует вариант, при котором Делание все же завершается, и вариант этот - альтернативный финал. В нем Карамон, возвращаясь в Утеху и видя, к чему привёл мир тот Путь, который избрал для себя его брат, принимает очередное волевое решение - уйдя, вернуться: вернуться в Бездну и решить проблему радикально.
"Каждый... обрёл своё в час испытания огнём", но в отличие от двух других героев, Карамон превыше всего ценит не себя и не свои убеждения (которые, как мы успели понять в предыдущей главе, можно предать и изменить), а свой мир. Он точно знает, ради чего живет, и не умозрительно, а очень конкретно (любовь? Именно так - к брату, к жене, к Утехе). Его чувства просты - как прост клинок, который он готов вознизь в сердце любимого брата, лишь бы избежать крушения мира и торжества смерти, принеся этим великую жертву - свою привязанность к Рейстлину. Это удивительный по красоте и сложности узор: принести в жертву любовь, чтобы спасти ради любви; убить в Рейстлине бога, чтобы сохранить в нём человека, а вместе с ним и мир людей.
Итак, Карамон возвращается в Бездну с решением убить брата и показывает магу, во что превратится мир при его власти. Последний шаг Рубедо сделан, финал истории круто меняется: Нигредо Рейстлина завершается невероятным исходом - самопожертвованием, в результате чего маг запирает себя в Бездне на 20 лет, и Карамон вместе с истинно прозревшей (хоть и физически ослепшей), и тем самым завершившей своё Альбедо Крисанией возвращаются в спасённый воином мир.
Делание завершено. Похож ли полученный магистерий на 'хэппи-энд'? Вовсе нет. Является ли он торжеством любви и саморазвития? Несомненно.
5. Любовь как магистерий.
В завершение всего, имеет смысл вернуться к определению магистерия как главной цели и итогу Великого Делания:
магистерий - это некий реактив, необходимый для создания эликсира жизни; он символизирует трансмутацию низшей животной природы человека в высшую, божественную, и дарует духовное освобождение, превознесение, абсолютную свободу воли.
Именно это мы и видим в процессе развития истории каждого из персонажей, наглядно же соответствие магистерия любви можно проследить в одной из главных музыкальных тем спектакля:
Боль будет завтра, а пока
Бьётся огонь в моих руках,
Соединяя в целое
Чёрное и белое
...
Каждый из нас обрёл своё
В час испытания огнём.
Всё потеряв, но выстояв
Я Путь увидел истинный.
- в Испытании огнём описан процесс соединения, сплавления, трансмутации - главный принцип Великого Делания, в котором элементы сливаются воедино при помощи огня. В одной музыкальной теме объединяются три элемента, три персонажа, три стадии. И тема эта - тема открытия Врат, - вновь отсылает нас к мысли, что ключевой процесс это и есть процесс любви и жертвы во имя любви, ведь именно любовь, как напоминает нам ключевая инициатическая персона Такхизис, открывает любые врата.
Тема любви как одновременно и катализатора, и процесса, и итога Великого Делания проходит золотой нитью через всю историю. Персонажи, каждый на своей ступени, в итоге прохождения испытаний обретают любовь, защищают любовь, понимают её необходимость и первостепенную важность - ведь "мир, что бог сотворил, рождён был из сердца".
В результате каждый своего испытания, герои приходят к заслуженному исходу, заплатив за это определённую цену. Исход этот - осознание истинного себя, освобождение и прихождение к определённому внутреннему равновесию. Насколько он результативен, можно видеть через 20 лет, учитывая альтернативный финал, в номере "Судьба". Здесь нам говорится о том, что история о запертом в Бездне величайшем когда-то тёмном маге Рейстлине Маджере стёрлась из памяти всех, кроме двух самых близких ему людей - брата и женщины. И если Карамон, прошедший Великое Делание до конца и поспособствовавший переходу двух других героев на следующую ступень, спокойно выходит из этого круга, то что же Крисания и сам Рейстлин?
В "Судьбе" герои демонстрируют принятие сложившейся ситуации, принятие всего, что случилось с ними, а главное - принятие себя. Эта обретённая способность признавать свои ошибки и не винить в произошедшем никого, кроме себя, и является свидетельством зрелости личности. При этом, мужчина и женщина всё же сохранили любовь друг к другу за всё это время - пусть она и не пылает ярким огнём, но жива в сердцах обоих; и возможно, именно эта любовь позволила им пройти весь остаток Пути совершения Великого Делания.
Все герои в этом процессе прошли через Бездну - то есть, через смерть - и сумели вырваться из неё. А как мы помним, именно любовь - это одновременно и смерть, и в этом соответствии нет совершенно никакого противоречия. Главная инициатическая сила, помогающая в прохождении последнего испытания и обретении истинного себя, толкающая в Бездну и выводящая из неё, сила, которая является одновременно и главным магистерием, действительно открывает любые Врата.
Испытание для Великого Делания"
Леди Ви. прислала чудесное, собственного авторства
С одной стороны просто взгляд на мюзикл Последнее Испытание с точки зрения алхимии, а с другой очень интересный взгляд в принципе на Путь.
Про Великое Делание я даже слышала, но не изучала этот вопрос глубоко. Так что статья оказалась еще и очень познавательной, поэтому я и решила ее здесь у себя оставить.
Название: Испытание для Великого Делания
Автор: WTF Poslednee Ispytanie 2018
Бета: WTF Poslednee Ispytanie 2018
Жаль, но ведь ты не прошёл
испытанье любовью...
читать дальше
С одной стороны просто взгляд на мюзикл Последнее Испытание с точки зрения алхимии, а с другой очень интересный взгляд в принципе на Путь.
Про Великое Делание я даже слышала, но не изучала этот вопрос глубоко. Так что статья оказалась еще и очень познавательной, поэтому я и решила ее здесь у себя оставить.
Название: Испытание для Великого Делания
Автор: WTF Poslednee Ispytanie 2018
Бета: WTF Poslednee Ispytanie 2018
Жаль, но ведь ты не прошёл
испытанье любовью...
читать дальше