А за кулисами Хайд и Джекилл пили виски на брудершафт...
Только вчера я размышляла, насколько же многогранный, серьезный сериал нам достался. Какие темы в нем видим мы, какие темы в нем поднимают авторы.
Перепост, потому что все правильно. Очень понравились размышления.
Перепост, потому что все правильно. Очень понравились размышления.
03.12.2015 в 09:35
Пишет craftornament:Очень длинный пост про Моффата, смерть, соображения экономии и волшебную фигу. Просто потому, что длинный пост мне всегда написать легче, чем короткийЯ отрешилась было от фандомных бурлений и отплозла в свой теплый уголок, но тут случился рецидив ![:(](http://static.diary.ru/picture/1146.gif)
Раньше у нас был тренд "Моффат злодейски всех убивает", теперь тренд "Моффат злодейски всех воскрешает".
В комментах у Эли я прочла, что у Моффата в принципе не может быть тем горя и принятия, а смерть обесценивается, потому что периодически отменяется и переписывается.
В комментах у Amy Benson я прочла, что если герой благородно самопожертвовался, а потом воскрес, то все, самопожертвование не засчитывается, эффект не тот. Тогда, мол, не видно, что может быть что-то (подвиг героя) важнее смерти. Прости, Иисус
![:lol:](http://static.diary.ru/picture/1135.gif)
Я сначала ржала, потом фейспалмила, а потом начала дышать огнем.
Помните, еще была тема про то, что спасение Галлифрея в "Дне Доктора" обесценивает страдания бедного Десятого?
Смерть и страдания у нас теперь ценность. Ну духовно возвыситься теперь. Когда мне захочется ругаться, я буду вместо этого говорить "духовно возвыситься", у меня месячный план по борьбе с матом, хотя вселенная всячески старается его подорвать.
Ок, ок, допустим, люди просто так формулируют, а на самом деле хотят сказать не про ценности, а про выразительную силу отдельных аспектов художественного произведения. Но тогда надо смотреть на художественное произведение целиком.
Для меня на самом деле новость, что Моффат серийно кого-то воскрешает. Правда? Или к "воскрешенным" относятся те, кого сочли погибшими, но кто на самом деле не погибал?
И что теперь, всякий раз, когда возникает угроза для ключевых персонажей, убивать их раз и навсегда, чтобы бедный зритель, упаси боже, не почувствовал себя дураком? "Доктор Кто" - сериал со зловещими пришельцами, межвидовыми конфликтами, стрельбой из супероружия и героями, которые бросаются в центр кавардака. Риск для жизни здесь не редкость. Ставки всегда высоки.
Истории, в которых фигурируют смерть и риск смерти, - необязательно истории о смерти как таковой.
читать дальшеУгроза смерти может быть сюжетным рычагом, генерирующим пограничную ситуацию, в которой герой на повышенной скорости начинает разбираться в себе и переосмыслять ценности.
Тема смерти может быть аспектом, помогающим развить большую и более сложную историю, как в случае с шестым сезоном.
Смерть может происходить, но не доминировать в сюжете: история Освин Освальд - о том, как остаться человеком, а не о понимании природы смерти, хотя Освин и погибает.
Гибель одного персонажа может быть ресурсом раскрытия другого: Рори, которого Моффат злодейски убивает руками других сценаристов. Рори "умирает" во сне не для того, чтобы нам было его жалко, а чтобы показать, что Эми на самом-то деле любит его всем сердцем.
Моффат не разбрасывается ресурсами. Он не убивает персонажей просто так, чтобы впечатлить зрителя. У него все утилитарно. читать дальшеДаже убийство Осгуд нужно не по принципу "смотрите, няшное существо испепелили", а затем, чтобы показать, какая Мисси сволочь. Смерть Лорны Бакет в A good man goes to war - это иллюстрация и доказательство того, до чего Доктор докатился. Рори затягивает в трещину, чтобы опять-таки показать Эми. Ее память. Ее веру, ее упорство. Ее способность противостоять всему миру. Эми плачет о Рори, даже если он никогда не существовал, и способна вспомнить его из ниоткуда, из небытия. И память Эми, и ее упорство - объяснение того, как вернуть ее родителей, Доктора, уточек в пруду и всю перезапущенную вселенную.
Кого там Моффат недостаточно убил? Клару в "Имени Доктора"? А смысл?
Девочка самопожертвовалась ради Доктора, Доктор отряхивает сюртук от пыли и говорит: "Ну ок"? Вы подумайте, куда бы Одиннадцатого вынесло, если бы он не смог тогда Клару вытащить, чем бы он стал. А ему ведь еще Галлифрей спасать.
Ладно, давайте поговорим о том, когда у Моффата действительно ЕСТЬ тема смерти и темы, ей сопутствующие.
читать дальше
"У Моффата нет принятия".
Ой, святые огурцы![:lol:](http://static.diary.ru/picture/1135.gif)
Вернемся, например, к многострадальному шестому сезону, где Одиннадцатый выясняет, что в будущем умрет, отрицает бежит, осознает, что невозможно бежать вечно. Осознает, что не может позволить себе поломать вселенную. Берет себя в руки, останавливается. Решает побыть напоследок с Пондами, потому что они у него - понимание, что жил он все же не зря. Доктор рассылает приглашения на поминки, идет на заклание, и только тут, после принятия собственной смерти как неизбежного, в последнюю секунду, находит выход.
Ривер! История Ривер Сонг целиком! От Доктора, запирающего ее в Библиотеке, потому что нельзя, нельзя согласиться с ее смертью. До Доктора, отпустившего ее, потому что в библиотеке Ривер несчастлива, потому что она беспокойный призрак, потому что она все равно всегда с ним, потому что есть вещи важнее эгоизма и собственной боли, и можно переступить эмоции и посмотреть правде в глаза, потому что он любит ее и признает это.
(А где-то в промежутках: Доктор, отрицающий смерть Ривер вместе с ней самой. Доктор, не принимающий Ривер, потому что знает, до чего ее доведет. Доктор, отвозящий Ривер в ее предпоследнее путешествие и дающий ей ту самую отвертку, потому что нельзя изменить ход истории и нарушить собственную волю этой женщины).
Если уж это не про принятие...![:susp:](http://static.diary.ru/picture/1484.gif)
Переживания потери и горя нет? Ну разумеется, Одиннадцатый просто так сидел на облачке с очками Эми Понд в кармане, замкнувшись в себе и решив никого не любить, чтобы не было так же больно. Эми не дошла до мести женщине, похитившей ее дочь (пусть дочь и жива, но как ребенок - потеряна). Клара не решила, что без Дэнни и Доктора жизнь как-то не айс.
Страх потери, осознание смертности, осознание конечности всего. Нет, не тревожное расстройство, не истерика по любому поводу. Это именно серьезное знание: смерть - часть реальности. Она случается в мире, никто не вечен, и с этим надо как-то жить. Мнимые смерти как напоминание.
"Я бегу не от, а к". "Я не хочу стоять над вашими костями", да те же The Angels take Manhttan: Ривер и Доктор, знающие, что не будут друг для друга вечно, понимают, как близко стоят к краю. И не могут себе позволить даже поругаться нормально, потому что у них нет на это времени - не сейчас нет, из-за ангелов, а в принципе нет.
И весь девятый сезон.
Сампожертвование. Щас я опять отдавлю кому-то духовность, но это дерьмовая вещь. Годная только в ситуации, когда без самопожертвования все будет еще хуже. И это не отменяет человеческого благородства, отваги, любви и уважения к ним. Но и не делает смерть чем-то хорошим. Самопожертвование потому и трагично, что цена чрезмерно высока. И если бы достигнутая цель так запросто, без вопросов, перекрывала ценность человеческой жизни, нечего было бы и печалиться.
Истории Моффата здорово сконцентрированы на содержимом голов героев. И да, они больше об идеях, чем о социальном взаимодействии. То есть, ситуация "случилось что-то плохое, герой исправил положение ценой собственной жизни, честь ему и хвала от благодарных потомков" - это не очень Моффат. Да пусть потомки думают, что хотят. Сам-то герой как дошел до такого, зачем ему это, что у него внутри?
Случилось что-то плохое. Герой думает: ах ты ж духовное ты возвышение, что мне-то делать?
Душевно-вселенские кризисы у Моффата часто - о восстановлении порядка и поиске правильного поведения.
читать дальше
Древнекитайская философия объяснила бы это лучше меня, но что поделать, мир не идеален.![:kapit:](http://static.diary.ru/picture/620527.gif)
Мировой порядок нарушен какой-то фигней. Герой замечает, что гармония расшаталась! В неправильной ситуации герой начинает правильно себя вести, в соответствии с долгом или любовью, например. Невзирая на внешнее сопротивление и риск смерти. Герой становится сердцем мира идей. И через правильное поведение героя реставрируется гармония мира.
Таймлайн-дайвинг Клары - идеальная иллюстрация. Есть зримое воплощение временной линии Доктора, центр его мира. Великий разум влезает в таймлайн, меняет там весь порядок вещей, нарушает гармонию, наступают кранты. Клара предпринимает единственно правильную с точки зрения ее разума, совести и всего жизненного опыта вещь. Она ныряет в таймлайн и реставрирует его, делая все как было или почти как было. При этом в нужных местах она реставрирует концепцию "Доктора", опять таки, через себя, через собственную близость этой концепции и подспудную память о ней, и наглядный пример.
Или вот временной катаклизм в "Свадьбе Ривер Сонг". Доктор ведет себя как очень духовно возвысившийся человек, мир катится под гору, хронологический порядок нарушен. Доктор перестает вести себя как духовно возвысившийся по отношению к Ривер, - мир быстренько чинится.
Мисси расшатала мировой порядок, наделав зомби-киберменов. Доктор определяется с правильным поведением, разобравшись наконец в самоидентификации. Дэнни определяется с правильным поведением, следуя долгу перед Кларой и человечеством. Кризис разрешен.
Короче, вы видите, фишка в том, что я очень коряво обозвала правильным поведением. В выборе героя и его действиях. Герой ведь не рассчитывает, что его воскресят и додадут ништяков. Он просто делает то, что в данный момент считает самым важным.
И убивать жертвенного героя необязательно просто с практической точки зрения: не смерть восстанавливает порядок.
Волшебная Фига, Osgood box, мысленный эксперимент. Важно не то, есть ли в ящике бомба. Важно, как ведут себя герои, думая, что бомба есть.
И еще про воскресение, идеи и гармонию, я уже цитировала, но хорошую вещь почему бы и не повторить:
"Для обозначения этого чувства я создал термин "эвкатастрофа": внезапный счастливый поворот сюжета, от которого сердце пронзает радость, а на глазах выступают слезы (я доказывал, что высшее предназначение волшебных сказок как раз и состоит в том, чтобы вызывать это чувство). И тут меня подтолкнули к мысли: а ведь особое воздейсвие его объясняется тем, что чувство это - внезапный отблеск Истины; все твое существо, скованное материальными причинно-следственными связями, этой цепью смерти, внезапно испытывает глубочайшее облегчение, как если бы вывихнутая рука или нога внезапно встала на место. Все твое существо вдруг понимает - если история обладает литературной "истинностью" на вторичном плане (подробнее смотри эссе): вот, оказывается, как на самом деле оно все действует в Великом Мире, для которого мы созданы".
089 Из микрофильмированного письма к Кристоферу Толкину 7–8 ноября 1944 (FS 60)
![](http://i.imgur.com/fXfHaqT.png)
URL записи![:(](http://static.diary.ru/picture/1146.gif)
Раньше у нас был тренд "Моффат злодейски всех убивает", теперь тренд "Моффат злодейски всех воскрешает".
В комментах у Эли я прочла, что у Моффата в принципе не может быть тем горя и принятия, а смерть обесценивается, потому что периодически отменяется и переписывается.
В комментах у Amy Benson я прочла, что если герой благородно самопожертвовался, а потом воскрес, то все, самопожертвование не засчитывается, эффект не тот. Тогда, мол, не видно, что может быть что-то (подвиг героя) важнее смерти. Прости, Иисус
![:nope:](http://static.diary.ru/picture/1165.gif)
![:lol:](http://static.diary.ru/picture/1135.gif)
Я сначала ржала, потом фейспалмила, а потом начала дышать огнем.
Помните, еще была тема про то, что спасение Галлифрея в "Дне Доктора" обесценивает страдания бедного Десятого?
Смерть и страдания у нас теперь ценность. Ну духовно возвыситься теперь. Когда мне захочется ругаться, я буду вместо этого говорить "духовно возвыситься", у меня месячный план по борьбе с матом, хотя вселенная всячески старается его подорвать.
Ок, ок, допустим, люди просто так формулируют, а на самом деле хотят сказать не про ценности, а про выразительную силу отдельных аспектов художественного произведения. Но тогда надо смотреть на художественное произведение целиком.
Для меня на самом деле новость, что Моффат серийно кого-то воскрешает. Правда? Или к "воскрешенным" относятся те, кого сочли погибшими, но кто на самом деле не погибал?
И что теперь, всякий раз, когда возникает угроза для ключевых персонажей, убивать их раз и навсегда, чтобы бедный зритель, упаси боже, не почувствовал себя дураком? "Доктор Кто" - сериал со зловещими пришельцами, межвидовыми конфликтами, стрельбой из супероружия и героями, которые бросаются в центр кавардака. Риск для жизни здесь не редкость. Ставки всегда высоки.
Истории, в которых фигурируют смерть и риск смерти, - необязательно истории о смерти как таковой.
читать дальшеУгроза смерти может быть сюжетным рычагом, генерирующим пограничную ситуацию, в которой герой на повышенной скорости начинает разбираться в себе и переосмыслять ценности.
Тема смерти может быть аспектом, помогающим развить большую и более сложную историю, как в случае с шестым сезоном.
Смерть может происходить, но не доминировать в сюжете: история Освин Освальд - о том, как остаться человеком, а не о понимании природы смерти, хотя Освин и погибает.
Гибель одного персонажа может быть ресурсом раскрытия другого: Рори, которого Моффат злодейски убивает руками других сценаристов. Рори "умирает" во сне не для того, чтобы нам было его жалко, а чтобы показать, что Эми на самом-то деле любит его всем сердцем.
Моффат не разбрасывается ресурсами. Он не убивает персонажей просто так, чтобы впечатлить зрителя. У него все утилитарно. читать дальшеДаже убийство Осгуд нужно не по принципу "смотрите, няшное существо испепелили", а затем, чтобы показать, какая Мисси сволочь. Смерть Лорны Бакет в A good man goes to war - это иллюстрация и доказательство того, до чего Доктор докатился. Рори затягивает в трещину, чтобы опять-таки показать Эми. Ее память. Ее веру, ее упорство. Ее способность противостоять всему миру. Эми плачет о Рори, даже если он никогда не существовал, и способна вспомнить его из ниоткуда, из небытия. И память Эми, и ее упорство - объяснение того, как вернуть ее родителей, Доктора, уточек в пруду и всю перезапущенную вселенную.
Кого там Моффат недостаточно убил? Клару в "Имени Доктора"? А смысл?
Девочка самопожертвовалась ради Доктора, Доктор отряхивает сюртук от пыли и говорит: "Ну ок"? Вы подумайте, куда бы Одиннадцатого вынесло, если бы он не смог тогда Клару вытащить, чем бы он стал. А ему ведь еще Галлифрей спасать.
Ладно, давайте поговорим о том, когда у Моффата действительно ЕСТЬ тема смерти и темы, ей сопутствующие.
читать дальше
"У Моффата нет принятия".
Ой, святые огурцы
![:lol:](http://static.diary.ru/picture/1135.gif)
Вернемся, например, к многострадальному шестому сезону, где Одиннадцатый выясняет, что в будущем умрет, отрицает бежит, осознает, что невозможно бежать вечно. Осознает, что не может позволить себе поломать вселенную. Берет себя в руки, останавливается. Решает побыть напоследок с Пондами, потому что они у него - понимание, что жил он все же не зря. Доктор рассылает приглашения на поминки, идет на заклание, и только тут, после принятия собственной смерти как неизбежного, в последнюю секунду, находит выход.
Ривер! История Ривер Сонг целиком! От Доктора, запирающего ее в Библиотеке, потому что нельзя, нельзя согласиться с ее смертью. До Доктора, отпустившего ее, потому что в библиотеке Ривер несчастлива, потому что она беспокойный призрак, потому что она все равно всегда с ним, потому что есть вещи важнее эгоизма и собственной боли, и можно переступить эмоции и посмотреть правде в глаза, потому что он любит ее и признает это.
(А где-то в промежутках: Доктор, отрицающий смерть Ривер вместе с ней самой. Доктор, не принимающий Ривер, потому что знает, до чего ее доведет. Доктор, отвозящий Ривер в ее предпоследнее путешествие и дающий ей ту самую отвертку, потому что нельзя изменить ход истории и нарушить собственную волю этой женщины).
Если уж это не про принятие...
![:susp:](http://static.diary.ru/picture/1484.gif)
Переживания потери и горя нет? Ну разумеется, Одиннадцатый просто так сидел на облачке с очками Эми Понд в кармане, замкнувшись в себе и решив никого не любить, чтобы не было так же больно. Эми не дошла до мести женщине, похитившей ее дочь (пусть дочь и жива, но как ребенок - потеряна). Клара не решила, что без Дэнни и Доктора жизнь как-то не айс.
Страх потери, осознание смертности, осознание конечности всего. Нет, не тревожное расстройство, не истерика по любому поводу. Это именно серьезное знание: смерть - часть реальности. Она случается в мире, никто не вечен, и с этим надо как-то жить. Мнимые смерти как напоминание.
"Я бегу не от, а к". "Я не хочу стоять над вашими костями", да те же The Angels take Manhttan: Ривер и Доктор, знающие, что не будут друг для друга вечно, понимают, как близко стоят к краю. И не могут себе позволить даже поругаться нормально, потому что у них нет на это времени - не сейчас нет, из-за ангелов, а в принципе нет.
И весь девятый сезон.
Сампожертвование. Щас я опять отдавлю кому-то духовность, но это дерьмовая вещь. Годная только в ситуации, когда без самопожертвования все будет еще хуже. И это не отменяет человеческого благородства, отваги, любви и уважения к ним. Но и не делает смерть чем-то хорошим. Самопожертвование потому и трагично, что цена чрезмерно высока. И если бы достигнутая цель так запросто, без вопросов, перекрывала ценность человеческой жизни, нечего было бы и печалиться.
Истории Моффата здорово сконцентрированы на содержимом голов героев. И да, они больше об идеях, чем о социальном взаимодействии. То есть, ситуация "случилось что-то плохое, герой исправил положение ценой собственной жизни, честь ему и хвала от благодарных потомков" - это не очень Моффат. Да пусть потомки думают, что хотят. Сам-то герой как дошел до такого, зачем ему это, что у него внутри?
Случилось что-то плохое. Герой думает: ах ты ж духовное ты возвышение, что мне-то делать?
Душевно-вселенские кризисы у Моффата часто - о восстановлении порядка и поиске правильного поведения.
читать дальше
Древнекитайская философия объяснила бы это лучше меня, но что поделать, мир не идеален.
![:kapit:](http://static.diary.ru/picture/620527.gif)
Мировой порядок нарушен какой-то фигней. Герой замечает, что гармония расшаталась! В неправильной ситуации герой начинает правильно себя вести, в соответствии с долгом или любовью, например. Невзирая на внешнее сопротивление и риск смерти. Герой становится сердцем мира идей. И через правильное поведение героя реставрируется гармония мира.
Таймлайн-дайвинг Клары - идеальная иллюстрация. Есть зримое воплощение временной линии Доктора, центр его мира. Великий разум влезает в таймлайн, меняет там весь порядок вещей, нарушает гармонию, наступают кранты. Клара предпринимает единственно правильную с точки зрения ее разума, совести и всего жизненного опыта вещь. Она ныряет в таймлайн и реставрирует его, делая все как было или почти как было. При этом в нужных местах она реставрирует концепцию "Доктора", опять таки, через себя, через собственную близость этой концепции и подспудную память о ней, и наглядный пример.
Или вот временной катаклизм в "Свадьбе Ривер Сонг". Доктор ведет себя как очень духовно возвысившийся человек, мир катится под гору, хронологический порядок нарушен. Доктор перестает вести себя как духовно возвысившийся по отношению к Ривер, - мир быстренько чинится.
Мисси расшатала мировой порядок, наделав зомби-киберменов. Доктор определяется с правильным поведением, разобравшись наконец в самоидентификации. Дэнни определяется с правильным поведением, следуя долгу перед Кларой и человечеством. Кризис разрешен.
Короче, вы видите, фишка в том, что я очень коряво обозвала правильным поведением. В выборе героя и его действиях. Герой ведь не рассчитывает, что его воскресят и додадут ништяков. Он просто делает то, что в данный момент считает самым важным.
И убивать жертвенного героя необязательно просто с практической точки зрения: не смерть восстанавливает порядок.
Волшебная Фига, Osgood box, мысленный эксперимент. Важно не то, есть ли в ящике бомба. Важно, как ведут себя герои, думая, что бомба есть.
И еще про воскресение, идеи и гармонию, я уже цитировала, но хорошую вещь почему бы и не повторить:
"Для обозначения этого чувства я создал термин "эвкатастрофа": внезапный счастливый поворот сюжета, от которого сердце пронзает радость, а на глазах выступают слезы (я доказывал, что высшее предназначение волшебных сказок как раз и состоит в том, чтобы вызывать это чувство). И тут меня подтолкнули к мысли: а ведь особое воздейсвие его объясняется тем, что чувство это - внезапный отблеск Истины; все твое существо, скованное материальными причинно-следственными связями, этой цепью смерти, внезапно испытывает глубочайшее облегчение, как если бы вывихнутая рука или нога внезапно встала на место. Все твое существо вдруг понимает - если история обладает литературной "истинностью" на вторичном плане (подробнее смотри эссе): вот, оказывается, как на самом деле оно все действует в Великом Мире, для которого мы созданы".
089 Из микрофильмированного письма к Кристоферу Толкину 7–8 ноября 1944 (FS 60)
![](http://i.imgur.com/fXfHaqT.png)
@темы: Доктор Кто